Впереди новый поворот – ВТО

Дата публикации: | Автор: imarx
Раздел: НП "Авиапоставщик"

Весть о факте юридического вступления России в ВТО резонансом прошла по всем организациям авиационной отрасли в конце прошлого года. На заседании Президиума НП «АВИАПОСТАВЩИК», прошедшем в декабре 2011 г.,  было подчеркнуто, что этот фактор будет доминирующим в стратегическом развитии российских авиапоставщиков-дистрибьютов на ближайшие  пять лет. 

Чтобы ритмично и спокойно работать в любой сфере деятельности, включая авиацию, надо знать правовую платформу, которая регламентирует производственные отношения между организациями. К сожалению, в сфере авиации, нормативно-правовая платформа деятельности находится все еще в движении. Причем активная фаза изменений еще не завершена. Это приводит к неясности построения отношений между организациями в переходный период.

После вступления России в ВТО обострилась проблема присоединения России к IAF (международному форуму по аккредитации), всвязи с тем, что сертификаты, выданные в России не признаются в остальном мире (в зоне IAF). С этой целью осенью 2011 г. была создана Российская аккредитационная служба, которая только начала работать, но сферу авиации она не затронула.  Всвязи с этим пока не установлены окончательно правовые основы по обязательной (в виде ФАП) и добровольной сертификации в сфере авиации.  

В сфере авиации ожидается (весной 2012 г. вместо осени 2011 г.) выход постановления Правительства РФ о лицензировании деятельности по разработке, производству, испытаниям и ремонту авиационной техники с указанием типовых выполняемых  работ, которые теперь будут  записываться в новые лицензии (возможно вместо кодов ЕКПС), согласно ФЗ-99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (см. Авиасоюз № май-июнь-2010).

Характерным примером является история с внедрением национальных стандартов серии ГОСТ Р ЕН 9100 «Система менеджмента качества. Авиастроение». По сути это аутентичный перевод европейских стандартов аэрокосмической серии EN 9100, которые были за рубежом обновлены в 2009-2011 гг. (см. Авиасоюз № июнь-август-2011). Тем не менее, выход национальных аналогов этих стандартов в 2011 году не получился. Уже 2012 год уверенно идет по планете, а по ГОСТ Р ЕН 9100 «воз и ныне там». 

Дело в том, что эти стандарты призваны сыграть важную роль для организаций авиационной отрасли России в деле их интеграции в мировую аэрокосмическую отрасль. С этой целью даже была организована в 2011 году Система добровольной сертификации поставщиков аэрокосмической промышленности «БАЗИС» (учредители  НП "Союз авиапроизводителей" и ФГУП "НИИСУ"). 

Новая СДС позиционирует себя как обладателя эксклюзивной услуги по занесению организаций, которые получают сертификаты СДС «БАЗИС» в информационную базу данных мировой аэрокосмической промышленности OASIS. Увы, но пока СДС «БАЗИС» не функционирует. В этой ситуации было бы целесообразным СДС «БАЗИС» заключить зонтичные соглашения с действующими СДС (Военный регистр, Оборонсертифика, СДС ПАТИ и др.), чтобы их хорошая идея все же прорастала в трудных условиях российской действительности.

Вместе с тем, процесс интеграции российских организаций в мировую аэрокосмическую отрасль идет и без СДС «БАЗИС». На основе проверенных методов и организационных каналов осуществляется получение европейских сертификатов по ISO 9001, EN 9100/9110/9120 напрямую от зарубежных  органов по сертификации (см. Авиасоюз № ноябрь-декабрь-2009). Надо отметить, что наиболее активны в получении сертификатов по EN 9120 отношении организации-поставщики сырья, материалов и комплектующих.

За рубежом в авиационной отрасли к началу 2012 г. наколен коллосальный потенциал поставщиков, сертифицированных по стандартам AS/EN 9100/9110/9120, численностью более 14000.  Среди них российских поставщиков только около 50.

Важным является то, что большинство зарубежных поставщиков представляют собой малые организации численностью до 250 человек. Например, в Великобритании таких организаций более 3000, во Франции - более 4500. Аналогичная ситуация в Канаде, США и других странах Европы. Они почти все готовы продолжить свой бизнес на территории России, поскольку российские авиакомпании продолжают активно скупать иностранные самолеты. В гражданской авиации России доля иностранных самолетов превысила 50 % в 2010 году. Это глобальная тенденция, котрую необходимо учитывать в своем развитии российским организациям, которых, примерно, около 1500 по всей стране.

За рубежом практически все авиационные предприятия входят в различные ассоциации. В России таких ассоциаций создано тоже немало, но роли у российских и зарубежных ассоциаций пока разные (см. Авиасоюз № ноябрь-декабрь-2011). За рубежом ассоциации выполняют функции финансового обеспечения отдельных секторов отрасли, поскольку в условиях ВТО прямое государственное управление отраслью не приветствуется.

Вступление России в ВТО, приведет к изменению правовых основ управления авиационной и космической отраслями в России, поскольку, скорее всего, останутся национальные векторные противоречия между оборонным и гражданским секторами управления. Эти процессы через год-два скоординируют цели и задачи авиационных ассоциаций.  Поэтому ассоциации должны выжить в этот период перемен, чтобы пригодиться России в новых условиях экономического взаимодействия стран в рамках ВТО.

НП «АВИАПОСТАВЩИК» обратился в НП «Союз авиапроизводителей» с инициативой  организовать осенью 2012 г. форум авиапоставщиков России и СНГ с привлечением иностранных коллег и ассоциаций. Инициатива была поддержана (подробности на сайте НП «Союз авиапроизводителей»).

НП «АВИАПОСТАВЩИК» собирает под свое крыло все малые организации -поставщиков авиационно-технического имущества и материалов (дистрибьюторов), изготовителей заготовок (деталей) и сопутствующей продукции для авиационной техники, организаций, оказывающих услуги в сфере авиационного бизнеса.  Это позволит им получать методическую помощь в организации технологических процессов, подготовке и проведению сертификации, включая международную ( у Партнерства имеются несколько соглашений с зарубежными органами по сертификации), выявлению общих проблем и разработке путей их решения на уровне регулирующих органов, подготовке к лицензированию по виду деятельности (при необходимости).

Наиболее активными членами НП «АВИАПОСТАВЩИК» являются ООО САТК «Взлет» (Ульяновск), ЗАО «Оскар-Авиа груп» (Москва), ООО «Авиа-Соло» (Москва), ООО «Авиа Рем Техника» (Санкт-Петербург), ООО «АКАЦИЯ-авиа» (Санкт-Петербург), ЗАО «ВнешАвиаТранс» (Москва), ЗАО Внешнеторговая компания АЛЛВЕ (Москва), ООО «Авиа Техник Груп» (Москва), ЗАО «АВИА-ПРОЕКТ» (Москва), ООО НПЦ «ИКАР» (Москва), ЗАО «АВИАТЕХСНАБ» (Москва), ООО «Техцентр «Исполин» (Санкт-Петербург), ООО «АРМАДА-авиа» (Санкт-Петербург), ЗАО «Двигатели «Владимир Климов – Мотор Сич» (Москва, Гатчина), ООО «Техкомплект» (Москва), ООО «Научный прогресс-М» (Москва), ЗАО «ЛОГИСТИК АВИА» (Москва), ЗАО «Авиакомпонент» (Москва), ООО «Авиационные силовые установки» (Москва), ЗАО АПК «Вектор» (Москва). Всем руководителям этих организаций мы желаем здоровья и успехов в делах.

НП «АВИАПОСТАВЩИК» приглашает в свои ряды активные организации, что позволит усилить кластер российских дистрибьюторов, а также существенно уменьшить членские взносы (при наличии более 30 членов, сейчас их 24).

Наше регулярное анкетирование российских дистрибьюторов по итогам 2011 года показало, что более 50% российских дистрибьюторов считают себя устойчивой организацией. Это залог того, что российская авиация будет жить и в условиях ВТО!

Олег Коваль,

вице-президент НП «АВИАПОСТАВЩИК»,

кандидат технических наук

Авторизация пользователей